BlogМирамистин и хлоргексидин.
Снова активизировались инфоцыгане со своими "расстрельными списками", реальное положение дел следующее:
Хотя хлоргексидин хорошо изучен и применяется больше 70 лет, это препарат ни разу не безобидный. Особенно в тех случаях, когда его применяют не разово, а в течение какого-то времени — для полоскания рта, обработки хронических ран и т. д. Он может вызвать и ожоги, и тяжелые аллергические реакции. Во многих странах, например во Франции, хлоргексидин ограничен в продаже и требует специальной маркировки.
Поэтому сегодня в мире рекомендуют врачам для длительного применения рассматривать менее токсичные альтернативы.
Одна из таких альтернатив — мирамистин. Никаких сомнений в его эффективности ни у кого нет, хотя она и меньше, чем у хлоргексидина. То, что он распространён в первую очередь в России неудивительно, т. к. это патентованный препарат. (см., например, немецкую статью: Cetylpyridinium chloride (CPC) and Miramistin (MST) as antiseptic substances in chronic wound management — prospects and limitations).
Однозначного ответа на вопрос о сравнительной токсичности различных альтернатив хлоргексидину пока нет, много работ in vitro, клинические исследования, в силу вполне объективных причин, гораздо скромнее. Мирамистин по данным in vitro не самый лучший. Но все альтернативы менее токсичны и вызывают меньше аллергических реакций, чем хлоргексидин.
Если отрешиться от «царь обмолвился, бояре лбы расшибли», то мессенджер со встроенными системами верификации — дело большое и нужное.
Сейчас основная проблема соцсетей (и мессенджеров) не мошенники, которые звонят пенсионерам, а то, что легко можно сделать канал от чьего угодно имени и разместить там любое количество «подлинных» документов и даже видео, на котором «владелец» будет рассказывать и показывать (например), как ест на завтрак испанских слизней. Или позвонить кому угодно от имени любого знакомого - ребенка, начальника и т. п.
Это очень сильно осложняет коммуникацию, и рабочую, и личную.
Дальше эта проблема будет становиться все более острой - возможности генерации звука и видео постоянно увеличиваются.
Встроить верификацию в WA/TG и так далее технически невозможно. Поэтому созданию своего, окологосударственного мессенджера альтернативы нет. Т. е. когда МАХ наконец доделают, польза от него будет.
UPD: По результатам общения в директе:
Единственное решение проблемы скама - это физическая верификация пользователей. Владелец аккаунта должен прийти куда-то ногами и с паспортом и получить галочку. Это не решает проблему скама совсем, так же много вопросов именно к команде МАХ - как именно это будет в итоге реализовано, что будут делать если номер телефона поменяет владельца (хорошо бы видеть предупреждение) и так далее. Но надежда есть.
Причина той ерунды, которую творят наши законотворцы в последнее время, достаточно простая. Российская экономика замедляется, и все, кто могут, включают «дайте денег», устраивая как простое нытье в кабинетах, так и лоббирование законов, позволяющих выжать с граждан еще капельку.
К сожалению, смотреть вперед хотя бы на пять лет российский человек не приучен, и власть тут не исключение. Все инициативы – и прогрессивный НДФЛ, и поднятие акцизов на вино, и отключение звонков в мессенджерах, принеся сиюминутную прибыль, уже на средней перспективе приводят к убыткам, многократно превышающим добытое. Мы это прекрасно видим на примере акцизов – после сокращения предложения вин люди вернулись обратно к водке и самогону, и убытки от общего сокращения спроса превысили прибыль от переориентации покупателя на российское вино.
С запретом звонков в мессенджерах будет то же самое – убытки от массового использования VPN и сокращения коммуникаций многократно перекроют прибыль операторов от увеличения голосового трафика.
Более того, мы сегодня во всех областях догоняющие – где-то более успешно, где-то менее, но догоняющие. И любое ограничение международных коммуникаций – это неизбежный рост стоимости доступа к современным технологиям и усиление нашего отставания. Т. е. то, что сейчас происходит, — это не про суверенитет, это про деградацию и телеги вместо роботов.
Раз за разом меня заставляют тратить мои личные ресурсы на борьбу с искусственно созданными проблемами и заниматься вещами, которые мне абсолютно не нужны и не интересны. Это ничего кроме раздражения не вызывает. А копящееся в массах раздражение в какой-то момент может привести к тому, что верхи не могут, а низы не хотят – и тогда мало не покажется никому, как уже было не один раз в российской истории.
В современном мире, нормальная, социально благополучная, жизнь возможна только при сильном сужении личных границ. Приватная часть вашей жизни сегодня уменьшилась до размеров вашего одеяла.
Продавцы пунктов выдачи и ближайших магазинов, банки и дорожная полиция – все те люди, с которыми вы взаимодействуете, могут рассказать про вашу жизнь больше, чем вы сами. А если вы еще и активны в соцсетях или что-то пишите в публичные каналы, то вообще туши свет. И вопрос состоит не в том, что вы хотите или не хотите рассказывать о себе, а в том насколько вы кому-либо интересны персонально, а не как еще одна единица в счетчике покупателей кроссовок.
Любая ваша попытка что-либо изменить в таком положении дел, приведет только к тому, что вы будете тратить больше времени на решение простых бытовых проблем, без какой-либо пользы для вашей приватности. Например, отказавшись от банковского пластика вам придется периодически куда-то ездить за деньгами и во все магазины ходить ногами, несмотря на самочувствие и погоду. Что еще хуже – вы будете тратить время тех людей, которые с вами вынуждены взаимодействовать, и, в конечном итоге, останетесь за бортом социума.
Вы можете, потратив определённые ресурсы, прикрыть от наивной части окружающего мира какие-то отдельные аспекты своей жизни: поделить социальные графы так, чтобы знакомые по шибари тусовке не пересекались с коллегами по работе; перестать снимать и тем более куда-то выкладывать свой безумный секс у ограды кладбища и так далее. На этом и все - возможности как-то радикально увеличить свою приватность, обладая ресурсами среднего человека, у вас нет.
Поэтому, если вы не готовы полностью выпилить себя из социума поселившись где-нибудь в глухом лесу, вам остается только расслабиться и перестать переживать по поводу утерянной приватности, сосредоточившись на информационной гигиене и безопасности.
Хотя у меня нет ни малейшей ностальгии по Советскому Союзу, одно из главных достижений СССР было отсутствие у простого человека беспокойства о своем будущем.
Основой СССР был общественный договор социализма: вы делаете все что можете для государства, государство решает все ваши проблемы – обеспечивает медициной, жильем, детскими садами и т.д. То, что это держалось на низком общем уровне жизни и далеко не всегда исполнялось на практике, вопрос другой. В сознании советского человека оно было именно так.
Цены не менялись годами, жизненный путь был понятен на 50 лет вперед. Т.е. я с пятого класса знал, что, закончив школу, поступлю в ЛГУ, к 30 годам стану доктором наук, к 50 буду заведовать кафедрой. А мой одноклассник знал, что пойдет слесарем на завод, к 40 годам станет мастером участка, а к 50 пойдет преподавать в ПТУ.
Так же никто не переживал по поводу пенсий - зарплаты слесаря хватало чтобы кормить и свою семью и родителей, деться детям от родителей было практически некуда. Поэтому конструкция "бабушки сидят с внуками пока родители работают" была понятной, всеми принятой и неизбежной.
Именно это ощущение стабильности обеспечивало и рождаемость, и комсомольские стройки. В сегодняшнем мире такое невозможно, и надо искать другие пути и конструкции. Но фантомные боли мучают и государство и часть его жителей.
ВАйТи или не входить.
Рынок труда постепенно меняет контуры. Понятие «профессия» меняется на «портфолио» – набор навыков и завершенных проектов, которые вы можете внятно продемонстрировать. Образование перестает интересовать работодателей, уступая вашей обучаемости и работоспособности. Ценность иностранных языков и вообще гуманитарных знаний стремится к нулю. Рабочие профессии становятся умнее и чище, уменьшается порог входа в них.
Что вам делать если вы задумали сменить профессию или выбираете ее в первый раз после школы:
1. Провести инвентаризацию (SWOT) – что помогает новой профессии (например, английский язык и своя квартира), а что мешает (например, кредит на машину и жена, которая против).
2. Понять куда вы хотите прийти в конечном итоге и за какое время. Кем работать, сколько зарабатывать и так далее. Постарайтесь выделить те вещи, которые для вас важнее всего и понять, а что именно привлекает вас в новой профессии.
3. Убедиться, что та профессия, которую вы выбрали вам подходит и вы не гонитесь за славой однорукого самбиста. Для того, чтобы стать дизайнером надо различать цвета. Для того, чтобы писать код нужно быть способным разбить большую задачу на мелкие последовательные шаги.
В Инете полно бесплатных курсов, тестовых заданий и т.п. – сделав десяток заданий, оценив потраченное время и прислушавшись к себе, вы поймете туда ли вы движетесь.
4. Сменив профессию, вы какое-то время будете много работать и мало зарабатывать. Убедитесь, что вы не умрете с голоду, не разрушите семью и не попадете в долговую яму за это время.
Чем вы старше, тем меньше здоровья и сложнее поиск работы. Но зато у вас есть жизненный опыт, этим надо пользоваться, например начав с позиции SCRAM-мастера и потом уже двигаться к программированию
5. Существует два принципиально разных подхода к профессии
– вы можете выйти на конкурентную поляну (например, Java development). Спрос велик, не будет проблем с работой и обучением на начальном этапе, но вот дальнейший рост во многом зависит от везения. Можно так и застрять в толпе делающих порталы для продажи кошачьего корма.
- вы можете пробраться в узкую область, особенно если есть возможность использовать уже имеющиеся знания. Например, будучи электриком, начать программировать для электроавтоматов и умных домов. В таких областях ниже порог входа и больше шансов добраться до вершины. Но в начале нужна поддержка извне, например знакомый, который возьмет вас на работу.
6. Приняв все решения вам нужно сформировать необходимый понятийный аппарат и образ мышления. Программист от юриста отличается в первую очередь тем, как работает мозг, а уже потом знаниями. Лучше всего пойти в институт или техникум - диплом слегка укрепит ваши позиции как соискателя и также у вас будет дополнительное время понять надо ли вам все это. Но можно, потыкавшись на интернетных курсах месяца три, найти работу «за еду», которая будет вкладывать время коллег в ваше обучение. Нет смысла гнаться за интернетными сертификатами, если это не сертификаты хорошо понятных организаций (SAFe, BABOK etc)
Решив стать именно программистом, можно найти какой-нибудь opensource из третьего ряда, отчаянно нуждающийся в руках и начать туда контрибьютить, глядя что делают другие и читая все что есть вокруг проекта. Сначала тесты, потом код. Параллельно можно завести свой пет-проект, в котором применять все что удалось узнать в инете.
6. Стандартный карьерный путь - маленькая должность в большой компании, с максимальным упором на рост и обучение; потом большая должность в маленькой компании с упором на проверку навыков, резюме и связи - и так по спирали до вершины Фудзи.
Удачи всем ищущим, это главное!
Пластиковая карточка это удобный инструмент современного мира, ниже несколько полезных рекомендаций о том как пользоваться этим инструментом. Эти рекомендации собраны из моих ответов на вопросы друзей и знакомых, так что если какие-то вопросы остались не охваченными - задавайте.
Карточка может быть кредитной или дебетовой. Как следует из названия - кредитная карточка это деньги банка, которые вы можете ему и не отдать. Дебетовая карточка - это ваши деньги, которые вы можете с банка и не получить. Отдельно стоит выделить зарплатную карточку, ее главное отличие от обычной дебетовой карточки в том, что деньги на нее попадают в случайный для вас момент, и контролировать это вы не можете.
В любой транзакции участвуют трое: мерчант - магазин/ресторан и так далее; эквайер - тот банк который обслуживает мерчант; эмитент - тот банк который дал вам карточку. У каждого мерчанта есть код (merchant category code), так же в транзакции выставляется security code. На основании этих двух параметров, эмитент принимает решение разрешить транзакцию или нет.
Если у вас установлен повышенный cashback на определенную категорию товаров, именно MCC определяет будут у вас начисления за покупку в этом магазине или нет. Возможна ситуация когда два соседних магазина торгующих одинаковым товаром или даже разные кассы одного магазина имеют разный MCC. Это приводит к тому что купив, например, ботинки в одном магазине вы получите cashback за категорию "спорттовары" а в другом - нет. И если вам это важно, уточняйте MCC у кассиров перед покупкой.
Транзакции часто (но не всегда) проводятся в два этапа авторизация (холд) и депозит. Т.е. деньги сначала блокируются, потом (не позднее 45 дней спустя) реально списываются. Проценты по кредитке начинают считаться с момента списания денег. Транзакция может быть on-line, когда у мерчанта есть связь с банком-эквайером или off-line, когда такой связи нет. Off-line транзакции возникают в самолете, на корабле или в мелком американском магазине.
Для правильного и безопасного использования пластика у вас должна быть - кредитная карточка с небольшим лимитом, большим grace (без процентным) периодом и другими вкусностями вроде cache back (зачисления части потраченной суммы обратно) или антенны для бесконтактной оплаты; кредитная карточка крупного банка с большим лимитом и хорошим процентом; зарплатная карточка.
Первая карточка является безналичным продолжением вашего кошелька. Вы ей смело платите везде и всегда, не забывая погашать задолженность в grace период. Второй карточкой вы пользуетесь при совершении крупных покупок или если вдруг возникли проблемы с другими карточками сохраняя на карточке разумную задолженность - в половину вашего месячного дохода или в половину кредитного лимита (что меньше). Зарплатную карточку вы используете только в банкоматах, и желательно только в безопасных банкоматах своего банка. Почему так - см ниже.
Внимание! Кредит - это не источник денег когда их нет, а инструмент для более удобного расходования денег, когда они есть.
Внимание! Поняв, что телефонный звонок вам не нужен (мошенники, спам, соц опрос и т.п.) нужно сразу и молча класть трубку:
- это забивает в мозг программу, которой вы будете следовать через год, два ... десять, пьяный и в деменции.
- разговаривая всегда есть вероятность что-то выболтать, не код от СМС, так другую информацию которая будет использована для построения следующей атаки.
- AI генераторы голоса позволяют по образцам голоса создать совершенно любой диалог. Поэтому чем меньше ваших образцов, тем лучше.
Берегите телефон:
Сегодня телефон содержит всю вашу жизнь и беречь его надо как зеницу ока. В тех случаях, когда у вас нет возможности следить за своим телефоном (например в больнице) не поленитесь завести отдельный телефон и отдельную сим-карту, не привязанную ни к каким карточкам. Переадресация звонков сделает поддержку двух телефонов менее болезненной.
Хотя теоретически, разблокировка телефона хакером требует заметных усилий, баги производителей и человеческая психология приводят к тому, что украденные телефоны регулярно взламывают. Поэтому если у вас украли телефон - немедленно звоните в банк и блокируйте все операции. Так же имейте ввиду, что многие банки готовы вернуть украденные деньги, но в силу банковской бюрократии, не могут этого сделать без решения суда, так что не стесняйтесь идти в суд.
- отсутствие пинкода на сим-карте позволяет переставить сим-карту в другой телефон и с помощью нехитрых манипуляций добраться до ваших денег.
- если содержимое уведомлений отображается на экране блокировки - то это ползволяет прочитать код из СМС даже на заблокированном телефоне.
- Google/Apple Pay (и аналоги) позволяют совершать транзакции даже на заблокированном телефоне и вообще спроектированы с приоритетом заработка посредника, а не безопасности. Не привязывайте зарплатную или предназначенную для хранения денег карту ни к каким платежным инструментам.
- код разблокировки телефона можно подсмотреть, например в ресторане, и потом сообщить ворам. Поэтому коды для телефона и для интернет банка должны быть разными.
- ребенок легко может что-то сделать случайно или под влиянием злоумышленников, поэтому ни в коем случае не давайте ребенку свой телефон, заведите отдельный.
Про антенки и бесконтактные платежи:
- почему в одних случаях у меня спрашивают пин-код, а в других - нет? На вашей карте есть профиль (EMV profile), который залит банком-эмитентом и определяет что разрешено именно вашей карточке (например, БЕЗ ПИН до 1 тыс. р, ПИН до 10 тыс. р.); в терминале есть аналогичный профиль залитый банком эквайером который определяет что разрешено данному мерчанту (например, БЕЗ ПИН до 5 тыс р., ПИН до 100 тыс. р.) Эти профили для антенка/не антенка разные. Когда вы прикладываете карточку к терминалу программа ищет варинт который разрешен и вам и мерчанту. В большинстве случаев в России до 1000р ПИН не спрашивают, дальше спрашивают.
- можно ли подкрасться в метро и украсть все деньги? Бесконтактные карты работаю аналогично просто чипу. Это означает, что и в терминал и в вашу карточку записаны ключи банка, перед началом обмена они создают одноразовый ключ которым и шифруются все данные. Если даже злоумышленнику удалось подобрать ключи, то ему надо куда-то ваши деньги перевести, т. е. завести банковский счет и мерчанта, что легко прослеживается. Т. е. на сегодняшний день опубликовано несколько лабораторных работ посвященных взлому бесконтактных карт, но ни одного случая реальной кражи денег таким образом мне лично не известно.
- MIR Pay, Samsung Pay, Android Pay, Apple Pay etc. глобально, эти сервисы использую ту же бесконтактная оплату и приложение похоже на то, которое работает на чипе карточки но, т.к. телефон не является доверенной (trusted) средой, эти приложения предпринимают дополнительные меры, для того чтобы защитить ключи.
От приложения к приложению подходы различаются, например Samsung Pay использует специфическое для самсунга дополнение к Андройду trusted execution context, а Google Pay использует для шифрования мощности серверов. На практике это означает, что в одной и той же ситуации одно приложение может отработать корректно, а другое нет. Так что рекомендуется иметь их на телефоне несколько, например MIR Pay для общего случая и Tinkoff Pay как запасной вариант.
Безопасность такого приложения несколько хуже безопасности карточки, кроме того известны истории когда человек, читая книжку в автобусе случайно заплатил за проезд несколько раз. Поэтому зарплатную карточку лучше к телефону не привязывать.
Про СМС информирование - правильно работающее СМС информирование как и все, что связано с безопасностью - важно, косяки в виде опечаток в номере телефона случаются у всех банков, это надо отслеживать и не бояться писать в банк жалобы. Если вам приходят чужие СМС - это нарушение банком 152-ФЗ, если вам не приходят СМС, а в договоре с банком они указаны, это нарушение банком 161-ФЗ.
Но надо помнить, что во многих странах, особенно в США, терминалы в принципе не имеют связи с банком - терминал накапливает данные, раз в месяц мерчант привозит его в банк, и в этот момент и происходят все транзакции, теми числами которыми были совершены покупки (т.е. электронный эквивалент того, что раньше было с импринтерами и слипами). Для пользователя это выглядит как покупку он совершил сегодня, а СМС о ней пришла через месяц.
PIN/не PIN. В дочиповые времена, эта проблема была острой потому что PIN коды хоть и в зашифрованном виде хранились на серверах крупного ретейла и их утечки происходили с завидной регулярностью. Сегодня чиповая карточка проверяет ваш PIN самостоятельно поэтому такой проблемы нет. Общее правило: с чипом смело вводите PIN, если транзакция по магнитной полосе - PIN не вводите, если в этом нет крайней нужды.
О возврате денег. Возврат денег по транзакции, которая чем-то вас не устроила (chargeback) - это нормальный рабочий момент, которого не надо бояться. Есть несколько различных ситуаций, в которых вам может потребоваться вернуть деньги:
- технический сбой банка, например банкомат списал выданную сумму со счета дважды. В этом случае вы идете в банк и пишете заявление на возврат денег. С большой вероятностью через какое-то время у вас в выписке появится транзакция-STORNO.
- несогласие с оказанной услугой, например вы бронировали гостиницу на booking.com, и в условиях было написано free cancelation, а деньги после отмены брони вам не вернули. В этом случае первое что нужно сделать - это связаться с мерчантом и предъявить ему требование о возврате денег. Если мерчант не вернул вам деньги сам - вы должны идти в банк-эмитент и писать заявление на возврат денег. Этот случай проще чем мошенничество, потому что деньги в конечном итоге все равно будут списаны со счета мерчанта. Обратите внимание, что за курсовую разницу мерчант не отвечает, это ваши риски. Так же если мерчант прекратил свое сущестование, то деньги вам будет вернуть практически невозможно, иногда это удается, но по факту это тоже ваши риски.
- мошенничество, тут надо быть готовым к долгой борьбе, иногда до суда. Во-первых, вы пишите заявление в банк, к которому прилагаете копии документов, подтверждающих что вас не было там, откуда списали деньги (например загран-паспорта) если они есть. На чипованной карте могут хранится суммы 10 последних транзакций, так что стоит уточнить в банке, могут ли они их считать. Во-вторых, идете в полицию и пишите заявление там.
Можно ли списать с карточки деньги, зная только ее номер. Теоретически нет. На практике все не так замечательно. Существуют сервисы автоматического пополнения разнообразных балансов, которые для проведения транзакции не требуют CVV2 и 3D Secure. Для того чтобы привязать карточку к такому сервису, пользователь вводить номер, дату и какую-либо информацию от тестовой транзакции на небольшую сумму (точную сумму, RRN и тп).
По номеру карточки достаточно легко предположить год ее первого выпуска и банк эмитент, а соответственно подобрать год окончания действия, а сегодня в РФ и вовсе срок действия карточки никто не проверяет. Проверку же данных тестовой транзакции осуществляет не банковский процессинг, а программное обеспечение мерчанта, которое далеко не всегда написано с должным вниманием к безопасности.
Важно помнить, что за все подобные транзакции всегда отвечает мерчант и ваш банк-эмитент, т. е. если деньги списали без вашего ведома, надо обязательно писать заявление на chargeback, а при необходимости - идти в суд.
Про оплату с помощью QR кода (СБП). Оплата по СБП (QR) - это не эквайринговая транзакция, а перевод со счета на счет. Магазин платит банку комиссию за переводы, которая существенно ниже, чем комиссия за эквайринг, кроме того деньги поступают на счет магазина сразу, а не по окончании определенного периода - банк может задерживать деньги эквайринга до 45 дней в рамках борьбы с фродом. Поэтому на такую оплату чаще всего не будет кэшбэка, если вы платите кредиткой, то условия могут быть хуже обычной транзакции (без грейс периода, с доп комиссией и т.п.), нельзя будет вернуть деньги через банк в случае проблем (сделать чарджбэк)
Про транзитные операции или дроперство. Банк очень не любит операции при которых деньги приходят на счет и тут же (меньше чем через 24 часа) с него уходят. Независимо от того, пришли они с другого счета, или внесены наличные. Особенно не любит, когда такие транзитные деньги уходят другому физ. лицу или мерчанту с "опасными" кодами вроде on-line казино. В этом случае система фрод-мониторинга поднимает большой красный флаг и ваша карточка а то и все счета в банке могут быть заблокированы и потом поторебуется идти в банк ногами. Так же при таких операциях очень легко недосмотреть и попасть в уголовную историю с соучастием в мошенничестве или финансированием кого-либо нежелательного (см ситуации). Поэтому, если кто-то подходит к вам с предложением "давай я тебе дам наличные, а ты переведешь деньги Имярек" или наоборот, "давай тебе Имярек переведет деньги, а ты мне отдашь их налом" в этом лучше не участвовать.
Ситуация 1: Вы пожили неделю в Хилтоне и в момент окончательного расчета девочка в отеле не отменила холд, а просто провела новую транзакцию.
В случае дебетовой карточки - вы потеряли возможность пользоваться суммой 1000 евро на 45 дней и возможно вам придется доехать до офиса банка с чеком из отеля и написать заявление. В случае кредитной карточки не произошло ровно ничего, кроме уменьшения вашего кредитного лимита.
Ситуация 2: Вы пообедали в американском ресторане, и как вежливый человек дописали в конце чека чаевые. И девочка списала всю сумму счета еще раз. Списание прошло пока вы были в самолете и никаких СМС вы не получили,
Вы видите несовпадение остатка на счете с ожидаемым. Отправляетесь в банк и пишете заявление на charge back через какое-то время деньги снова ваши.
Ситуация 3: Четыре утра, вы с красными глазами сидите за компьютером и тут приходит СМС, о том что у вас списали $5 вы с матом выключаете звук у телефона и идете спать, собираясь утром разобраться с дурацким банком. Утром вы выясняете что все деньги с вашей карточки списаны.
Если это произошло с зарплатной картой, то как на зло, именно в этот момент вам перечислили премию за год, ну и вы попали на жизнь без денег до следующей зарплаты, а кроме того, многодневное а иногда и многолетнее разбирательство в попытках вернуть ваши деньги.
Если это произошло с кредитной картой, вы ее блокируете без перевыпуска, проделываете шаги описанные выше в разделе мошенничество, экстренно гасите ту часть задолженности с которой вы не спорите и кладете карточку на полку предоставляя банку взыскивать с вас задолженность по суду.
Ситуация 4: Вы купили пару джинсов во Old Navy, довольные летите домой и решили купить бутылку Ballantines в дютике. Потом приехали домой, отоспались и стали читать СМС от банка.
Если вы платили дебетовой картой, возможно что в дютике вы потратили последние деньги, и в тот момент когда пришла транзакция из Old Navy, по вашей карте возник overdraft (техническая задолженность) - как минимум, это 40% годовых, а иногда еще и штрафы.
Ситуация 5: Девочка познакомилась с мальчиком; мальчик ей напел всякого про больную маму, долги и приставов; девочке на карточку пришли деньги; она их сняла и отдала мальчику налом; итог: мальчик исчез в тумане, а у девочки судимость и два года условного срока.
Демографические показатели (ОПЖ, СКР, Избыточная Смертность) - что они означают?
ОПЖ (ELE – estimated life expectancy) – это вероятностный показатель показывающий возраст дожития. Математически, это сумма вероятностей дожить до конца года для человека возраста X на начало года. Т.е. e(0) = p(0) + p(0)p(1) + p(0)p(1)p(2) … Для расчётов используют другую формулу: число прожитых человеколет людьми в возрасте X/числу доживших до возраста X. Для полностью ушедших поколений, ОПЖ смысла не имеет – поэтому говоря об исторических периодах, говорят про фактическую среднюю продолжительность жизни.
Плюс этого показателя в том, что он универсален и считается более-менее одинаковым образом по всему миру. Кроме того, он малочувствителен к коротким всплескам смертности. Минус – на показатель влияют параметры выхаживания т.е. младенческая смертность - при 10% младенческой смертности разница между ОПЖ(0 лет) и ОПЖ(1 год) будет 5 лет и миграция - вброс гастарбайтеров в середину возрастной пирамиды существенно повышает ОПЖ.
СКР (TFR – total fertility rate) – показывает сколько детей родится у одной женщины за репродуктивный период, принятый как 15 – 49 лет. И считается как (число рождений в возрастной группе за год/число женщин в этой возрастной группе) * 1000, т.к. результат принято нормировать на 1000 женщин.
Для воспроизводства популяции СКР должен быть больше 2.1, если СКР становится меньше 1, то начинается стремительное вымирание.
Избыточная смертность (Excess mortality) – это превышение смертности в текущем году, по отношению к смертности предполагаемой исходя из исторических данных. Единой методики расчета предполагаемой смертности не существует, поэтому разные исследователи часто подгоняют ИС под свои нужды. Тем не менее, если вы понимаете методику расчета, – это хороший параметр для оценки влияния тех или иных катаклизмов на демографию.
Возможные демографические параметры не исчерпываются тремя выше, но эти три параметра самые важные и самые однозначные.
И, всегда надо помнить, что демографические коэффициенты сильно зависят от множества географических и экономических параметров. Поэтому усреднение параметров по большой и разнородной стране (России, Америке, Индии и т.д.) не имеет никакого смысла. А сравнивать страны с совершенно разным укладом жизни надо с большой осторожностью (например, Иран и Германия имеют примерно одинаковую численность населения и близкий СКР 1,68 vs 1,35 но демографическая ситуация в этих странах совершенно разная).
Стоит вбросить вопрос, как найти себе спутника жизни на любой профильный форум, от парикмахеров до суровых дровосеков, и форум сразу же забывает про все остальное и тонет в советах и предложениях. Ниже мои пять копеек.
Для того чтобы познакомиться с девочкой, очевидно нужно общаться с девочками. Простое решение в виде условного тиндера в целом не работает, т.к. хозяева платформы заинтересованы в том, чтобы вы как можно активнее бустили свою анкету, а не в том, чтобы вы нашли свою половинку - на одного удачно познакомившегося приходятся сотни часов потерянного времени.
Для того чтобы знакомство состоялось, у вас с вашей будущей половиной должны быть (а) общие темы для общения – это может быть работа, собака, общее хобби; (б) вы должны регулярно встречаться, и лучше, когда это происходит органически – например, у вас совпадают обеденные перерывы или вы ходите в один спорт зал; (в) у вас должны быть общие представления о том, как проводить досуг – если вы ходите в горы, а она в театр у вас вряд ли что-то получится; (г) ну и наконец нужна «химия» - человек должен вам нравится визуально и по запаху.
Никакой проблемы в том, что вы заводите себе хобби специально для того, чтобы с кем-то познакомиться, нет. Вас не должно тошнить от того что вы делаете, и ваша цель не должна раздражающе выпирать, в остальном – чтобы знакомиться на танцах, совершенно не обязательно становиться фанатом Бочаты. Очень удобное хобби - единоборства, например айкидо или bjj т.к. не требует особых материальных затрат, есть в любом уголке земного шара.
Так же не бойтесь проявлять активность и некоторую настойчивость – работает формула ППП: пошутил, представился, пригласил.
Однажды я стал свидетелем такого диалога (нужно ли уточнять, что в итоге они ушли вместе):
— Девушка, хотите познакомиться?
— Я предпочитаю не знакомиться с незнакомыми людьми.
— А у вас есть друзья?
— Да, конечно.
— И как вы с ними познакомились?
#blog
Тут в одном чатике промелькнул сервис, достаточно интересный, чтобы я дал ссылку: https://med.fxgn.dev, он с помощью AI дает оценку исследованности того или иного препарата.
Сервис интересный, однако прежде чем рассуждать о фуфломицинах и уж тем более пользоваться "расстрельным списком препаратов" и подобным мусором, обратите внимание на следующее:
1. В разных странах могут использоваться разные, хотя и аналогичные по действию препараты. На это могут быть исторические, патентные и прочие причины. Закрыть доступ на рынок конкуренту из другой страны или добавить к действующему веществу бесполезную группу для обхода патентных ограничений – это обычная практика. Таким образом для каких-то препаратов все исследования будут ограничены страной его происхождения.
2. Качество исследований, которые публикуются даже в уважаемых журналах очень и очень разное. Очень много ангажированных и откровенно мусорных работ. Это же относится и к одобрению FDA – очень много откровенно коммерческих решений.
Также современные протоколы КИ не применимы к целому ряду лекарств: сюда относятся лекарства от редких заболеваний (невозможно набрать статистически значимую выборку); вакцины (непонятно что является контрольной группой); препараты биосинтеза (невозможно доказать тождественность препарата в КИ и в серии, к вакцинам это тоже относится) и так далее.
3. Если препарат не претендует на основное место в протоколе, а является "улучшателем", который а на 10% - 20% уменьшает число осложнений, сокращает время болезни, улучшает качество жизни пациента и т. п., то доказательная медицина часто бессильна. Построить КИ таким образом, чтобы убедительно поймать эти 20% сегодня невозможно. Поэтому такие препараты выходят на рынок на основании механизмов действия in-vitro и опытов на животных. Сказать достоверно фуфломицин это или нет невозможно (большая надежда тут на бигдату).
Более того, во многих странах за лекарства платит страховая компания, никакого интереса оплачивать подобные "улучшатели" у страховой нет, поэтому в этих странах не будет ни "улучшателей" ни исследований в этом направлении.
#blog