Зомби атакуют

      Я думаю, многие поражаются происходящей сегодня радикализации мира. Нормальные, вполне умные люди перестают видеть полутона, разбегаются по разным углам и смотрят на свою, очень контрастную картину мира.

 Причины тому, на мой взгляд, три:

  • Мир потребления, цель удержать вас у экрана
  • Информационная перегрузка
  • Смещение центров влияния

    В середине 20 века поток информации был достаточно ограниченным, основным источником этой информации были телевизор и газеты. Если человек чувствовал перегрузку, он достаточно легко отключался от этого потока. Например, уехав на месяц в деревню.

    Сейчас на вас со всех сторон обрушивается поток информации, большая часть которой вам не нужна. Отключиться от нее вы не можете, лишняя информация является частью привычного образа жизни. Более того, громадные усилия различных корпорация направлены на то, чтобы удерживать вас у экрана как можно дольше и иметь возможность показать вам как можно больше рекламы или как можно точнее определить вашу реакцию на те или иные события. Алгоритмы обработки данных отслеживают то, что вас удерживает и формируют вокруг вас наиболее комфортную информационную среду, чаще всего тщательно удаляя из нее все, что противоречит вашей картине мира.

    Большая часть предлагаемой вам информации – это вранье и манипуляции той или иной степени, но вы этого не видите и не хотите видеть. Для того чтобы оценивать степень достоверности информации в потоке и отбрасывать мусор, вам нужно тратить на это заметные ресурсы – в первую очередь время. Чем дальше информация от вас, тем больше требуется ресурсов на ее анализ.

    Представьте себе, что весь мир – это некоторая территория, континент на неизвестной планете. У вас есть карта, этого континента на которой отмечены все места и тропинки, по которым вы ходите. Чем больше расстояние от вашего дома до какого-то угла карты, тем меньше в этом месте карты подробностей и тем более грубую подделку, расположенную этом углу, вы примите за чистую монету.

    По сравнению с 20 веком, размер территории вырос на несколько порядков, размер карты же наоборот, у большинства людей уменьшился из-за сильной насыщенности объектами участков, прилегающих непосредственно к вашему дому. Также уменьшению детализации отдаленных углов способствует более спокойная и в целом более однообразная жизнь большинства людей.

    Однако, если где-то на краю вашей карты появится объект, напоминающий пушку, нацеленную на ваш дом, вы не сможете его проигнорировать. Вам придется заняться уточнением и оценкой сопутствующих рисков. В более мягком и удобном мире современном мире, "пушки" стали более мягкие и удобные, но эмоциональное воздействие этих «пушек» не уменьшилось. Вызывая скорую ребенку, упавшему с дивана, родитель переживает не меньше, чем тот, который раньше вызывал скорую ребенку, упавшему с трёхметрового забора.

    Знать все обо всем сегодня невозможно, поэтому в дело вступает механизм делегирования принятия решения – найти кого-то кому вы доверяете и поинтересоваться его мнением. Но способ выбора такого центра влияния претерпел существенные изменения за последние 30-40 лет.   

     В середине 20 века вы знали - врач 20 лет отработал на скорой, его мнению о прививках можно доверять; водопроводчик в прививках не понимает, его спрашивать не нужно. Сегодня же вы видите, что врач публично разводится с женой, не согласен с вашим мнением про застройку сквера и вообще человек неприятный. Да и о прививках высказывается неуверенно, избегая категоричных суждений. Зато водопроводчик пишет стихи, читает по-французски, ведет блог и о прививках рассуждает уверенно и наукообразно. В итоге мнение о прививках водопроводчика начинает превалировать над мнением врача.

     Вы угадали, прививка прошла хорошо, ваша подруга, которая стоит перед тем же выбором, спрашивает ваше мнение - и вы ей приводите те же аргументы, которые в свое время почерпнули от водопроводчика и даете ссылку на его блог. Водопроводчик становится центром влияния в вопросе прививок.

     Дальше вступают в дело принципы работы социальной сети - якорение, построение социального графа и его эксплуатация. И в итоге, у нашего Водопроводчика образовалась группа последователей, которые ему доверяют в вопросах прививок (социальный якорь). Водопроводчик начинает общаться со своими последователями, на разные темы, встречаясь в реале, собирая интересные для своих последователей материалы, таким образом укрепляя связи внутри графа.

    Роль социального якоря может играть все что угодно, но человек, который перестал разделять мнение Водопроводчика по поводу прививок, вынужден разорвать социальный граф, а это очень болезненно. В итоге человек отказывается от своего мнения по ряду вопросов, в обмен на принадлежность к какой-либо группе.

    Более того, он вынужден следовать чужим решениям. Если в Намибии случится землетрясение и в вашем клубе адептов Водопроводчика начнут собирать по 100 рублей на лечение слонов, то ваше решение сдать деньги уже будет не вашим, оно будет решением того, кто запустил этот клич в ваш социальный граф. Это ощущение для человека дискомфортно, и он начинает придумывать себе мотивы, делая чужое решение своим и отказываясь от критики. Даже если потом вам придут и скажут, что никаких слонов не было, а тот, кто затеял сбор просто присвоил все деньги, - вы тем или иным способом откажетесь от этой информации.

    У современного человека может быть несколько не связанных между собой социальных графов (хобби, работа, кружок ребенка), но они охватывают практически все сферы его жизни. Между ними возможны пересечения, поэтому вы вынуждены выработать некоторое подмножество своего мнения, которое допустимо во всех ваших социальных графах и эта настройка вынужденно идет с двух сторон - вы исключаете из своего графа людей, не совместимых с этим подмножеством. В итоге вы теряете возможность получения новой информации, идущей в разрез с принятым в вашем круге общения мнением.

   Это явление в какой-то степени существовало и в середине 20 века (например, могли отчислить из спортивной команды за аморальное поведение), но раньше эта зависимость была намного меньше - ссора с гинекологом не означала ссоры с автомехаником. И даже если у вас была спортивная команда, которая охватывала все части вашей жизни - она была одна, с понятными и прозрачными правилами: бухать нельзя, ругать негров можно.

   Описанные выше факторы и приводят к уровню «зомбирования» не достижимому в прошлом и поляризации общества. Бороться с этим невозможно и нужно просто принять тот факт, что если человек считает черное, с вашей точки зрения, белым, то он не слепой идиот – просто так устроен его круг общения. И никакой истины не существует – с его точки зрения вы выглядите не менее странно. Ребята, давайте жить дружно! (ц)